Доступная среда
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по созданию доступной среды
Информация об организации специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» предусматривается:
- с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, врачебной комиссии;
- обучение на основании индивидуального учебного плана;
- обучение обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе;
- создание специальных образовательных условий (в соответствии с заключением ПМПК, картой ИПР, решения школьного психолого-педагогического консилиума)
В 2023-2024 учебном году в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» обучается 36 детей с ОВЗ и 7 детей-инвалидов.
Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется в условиях инклюзии совместно с другими нормативно развивающимися обучающимися класса. На дому обучается 2 ребенка-инвалида.
Реализуемые образовательные программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В 2023-2024 учебном году в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» для обучающихся с ОВЗ реализуются:
- адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1);
- адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1);
- адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1);
- адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2);
- адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1);
- адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Для детей-инвалидов в текущем учебном году реализуются:
- основная образовательная программа начального общего образования;
- основная образовательная программа основного общего образования.
Информация о специально оборудованные учебные кабинеты
По состоянию на 01.01.2024 в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» отсутствуют дети-инвалиды, которым необходимы специально оборудованные кабинеты.
Образовательное учреждение располагает оборудованными учебными кабинетами, которые обеспечивают потребности всего контингента обучающихся школы.
Оборудование учебного пространства (класса): учебная зона – рабочие места (парты со стульями), учебно-дидактические материалы и пособия.
Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ОВЗ проходят в кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
Оборудование кабинета учителя-логопеда: наборы дидактических игр и пособий, рабочие места с зеркалами, индивидуальные рабочие тетради, доска, наглядные материалы (иллюстрации, схемы, пиктограммы), ноутбук с наушниками.
Оборудование кабинета учителя-дефектолога и педагога-психолога: компьютер, дидактические игры и пособия, раздаточный материал, магнитно-маркерная доска, колонки для ноутбука, рабочие места, стабилотренажер, профессиональный стол психолога-дефектолога Алма Старт.
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: химии, биологии, физики, информатики, технологии, в том числе для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАОУ СОШ №1 «Полифорум» работает библиотека с читальным залом, абонементом, книгохранилищем. Библиотека оснащена необходимым оборудованием, техническими средствами, имеется доступ в сеть Интернет.
Учебники, имеющиеся в библиотеке, для всех обучающихся выдаются бесплатно.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд систематически обновляется и пополняется учебной и справочной литературой.
Обучающиеся обеспечены учебным печатным и/или электронным изданием по каждому учебному предмету.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физкультурно-оздоровительный комплекс представлен большим спортивным залом, спортивной площадкой.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С целью организации деятельности для обучающихся с ОВЗ:
- разработаны адаптированные образовательные программы;
- организована коррекционно-развивающая деятельность (занятия с педагогом-психологом, занятия с учителем-логопедом, занятия с учителем-дефектологом, индивидуальные и групповые занятия с учителями-предметниками).
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» осуществляется как совместно с другими обучающимися, так и по индивидуальным планам (обучение на дому).
Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, при необходимости возможно применение мультимедийных и других средств повышения уровня восприятия учебной информации.
Кабинеты оснащены:
- компьютерами или ноутбуками,
- интерактивными досками,
- проекторами,
- телевизорами,
- музыкальными центрами.
Организация образовательной деятельности строится с учётом работоспособности и особенностей развития обучающихся с ОВЗ (упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ученика, дробление большого задания на этапы, поэтапное разъяснения задач, последовательное выполнение этапов задания с контролем / самоконтролем каждого этапа, осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока, повторение обучающимся инструкций к выполнению задания, сокращённые задания, направленные на усвоение ключевых понятий, сокращённые тесты, направленные на отработку правописания работы, предоставление дополнительного времени для завершения задания, выполнение диктантов в индивидуальном режиме и др.). В образовательной деятельности применяются дополнительные вспомогательные приёмы и средства: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности и др.
Воспитательная работа с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ также осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех школьных мероприятиях, направленных на духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, физическое воспитание и формирование культуры здоровья и безопасного поведения.
В соответствии с рекомендациями ПМПК в школе организовано психолого-педагогическое сопровождение специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учителя-предметники, социальный педагог, классный руководитель).
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован пандусом.
На входных стеклянных дверях расположены предупредительные знаки в виде желтых кругов.
При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
Обеспеченность техническими и иными средствами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов
- обеспечение условий доступности для инвалидов объекта
№ п/п | Основные показатели доступности для инвалидов объекта | Наличие | Причины отсутствия |
---|---|---|---|
1 | Выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов | Нет | Технически невозможно |
2 | Сменные кресла-коляски | Имеются | |
3 | Адаптированные лифты | Нет | Не предусмотрено проектом |
4 | Поручни | Имеются | |
5 | Пандусы | Имеются | |
6 | Подъемные платформы (аппарели) | Нет | Не предусмотрено проектом |
7 | Раздвижные двери | Нет | Не предусмотрено проектом |
8 | Доступные входные группы | Установлены распашные двойные двери. На входных стеклянных дверях расположены предупредительные знаки в виде жёлтых кругов | |
9 | Доступные санитарно-гигиенические помещения | Нет | Запланировано на III квартал 2024 года |
10 | Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок | Соответствует требованиям | |
11 | Надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения | Установлены пандусы, кнопка вызова, наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, 1 и 2 этажи оснащены мнемосхемами и табличками на кабинетах, выполненных рельефным шрифтом Брайля на контрастном фоне | |
12 | Дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | Имеются мнемосхемы 1 и 2 этажей | Дооснащение запланировано на 2024-2026 гг. |
13 | Дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации, зрительной информацией | Имеются мнемосхемы 1 и 2 этажей | Дооснащение запланировано на 2024-2026 гг. |
- обеспечение условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг
№ п/п | Основные показатели доступности для инвалидов объекта предоставляемой услуги | Наличие | Причины отсутствия |
---|---|---|---|
1 | Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | Имеется | |
2 | Наличие мнемосхем | Имеются на 1 и 2 этажах | Дооснащение запланировано на 2024-2026 гг. |
3 | Наличие табличек на кабинетах, выполненных рельефным шрифтом Брайля на контрастном фоне | Имеются на 1 и 2 этажах | Дооснащение запланировано на 2024-2026 гг. |
4 | Обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий | Предоставляется | |
5 | Проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг | Проводится | |
6 | Наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг | В наличии, приказ № 50/1-ОД от 07.09.2016 «О назначении ответственных лиц для оказания помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» | |
7 | Предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником opганизации | Предоставляется при необходимости | |
8 | Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика | Предоставляется при необходимости | |
9 | Соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов | Транспортное средство отсутствует | |
10 | Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации | Обеспечен | |
11 | Наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры | Имеется | |
12 | Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) | В наличии | |
13 | Обеспечение предоставления услуг тьютора | Должность тьютора введена в штат. Предоставляется при наличии лиц, нуждающихся в тьюторе по рекомендациям ПМПК | |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения доступа в здание предусмотрены пандус и кнопка вызова персонала
О специальных условиях питания
Информация размещена в разделе «Организация питания в образовательной организации»
О специальных условиях охраны здоровья
Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»
О доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным технологиям
Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»
Об электронных образовательных ресурсах
Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитий нет
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитий нет