Доступная среда

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по созданию доступной среды

Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»)

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 г. № 449 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда»

Информация об организации специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» предусматривается:

  • с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, врачебной комиссии;
  • обучение на основании индивидуального учебного плана;
  • обучение обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе;
  • создание специальных образовательных условий (в соответствии с заключением ПМПК, картой ИПР, решения школьного психолого-педагогического консилиума)

В 2023-2024 учебном году в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» обучается 36 детей с ОВЗ и 7 детей-инвалидов.

Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется в условиях инклюзии совместно с другими нормативно развивающимися обучающимися класса. На дому обучается 2 ребенка-инвалида.

Реализуемые образовательные программы

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В 2023-2024 учебном году в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» для обучающихся с ОВЗ реализуются:

  • адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1);
  • адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1);
  • адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1);
  • адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2);
  • адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1);
  • адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

Для детей-инвалидов в текущем учебном году реализуются:

  • основная образовательная программа начального общего образования;
  • основная образовательная программа основного общего образования.

Информация о специально оборудованные учебные кабинеты

По состоянию на 01.01.2024 в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» отсутствуют дети-инвалиды, которым необходимы специально оборудованные кабинеты.

Образовательное учреждение располагает оборудованными учебными кабинетами, которые обеспечивают потребности всего контингента обучающихся школы.

Оборудование учебного пространства (класса): учебная зона – рабочие места (парты со стульями), учебно-дидактические материалы и пособия.

Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ОВЗ проходят в кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Оборудование кабинета учителя-логопеда: наборы дидактических игр и пособий, рабочие места с зеркалами, индивидуальные рабочие тетради, доска, наглядные материалы (иллюстрации, схемы, пиктограммы), ноутбук с наушниками.

Оборудование кабинета учителя-дефектолога и педагога-психолога: компьютер, дидактические игры и пособия, раздаточный материал, магнитно-маркерная доска, колонки для ноутбука, рабочие места, стабилотренажер, профессиональный стол психолога-дефектолога Алма Старт.

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты: химии, биологии, физики, информатики, технологии, в том числе для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Информация о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАОУ СОШ №1 «Полифорум» работает библиотека с читальным залом, абонементом, книгохранилищем. Библиотека оснащена необходимым оборудованием, техническими средствами, имеется доступ в сеть Интернет.

Учебники, имеющиеся в библиотеке, для всех обучающихся выдаются бесплатно.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по всем учебным предметам.

Библиотечный фонд систематически обновляется и пополняется учебной и справочной литературой.

Обучающиеся обеспечены учебным печатным и/или электронным изданием по каждому учебному предмету.

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурно-оздоровительный комплекс представлен большим спортивным залом, спортивной площадкой.

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

С целью организации деятельности для обучающихся с ОВЗ:

  • разработаны адаптированные образовательные программы;
  • организована коррекционно-развивающая деятельность (занятия с педагогом-психологом, занятия с учителем-логопедом, занятия с учителем-дефектологом, индивидуальные и групповые занятия с учителями-предметниками).

Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУ СОШ №1 «Полифорум» осуществляется как совместно с другими обучающимися, так и по индивидуальным планам (обучение на дому).

Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ, при необходимости возможно применение мультимедийных и других средств повышения уровня восприятия учебной информации.

Кабинеты оснащены:

  • компьютерами или ноутбуками,
  • интерактивными досками,
  • проекторами,
  • телевизорами,
  • музыкальными центрами.

Организация образовательной деятельности строится с учётом работоспособности и особенностей развития обучающихся с ОВЗ (упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ученика, дробление большого задания на этапы, поэтапное разъяснения задач, последовательное выполнение этапов задания с контролем / самоконтролем каждого этапа, осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока, повторение обучающимся инструкций к выполнению задания, сокращённые задания, направленные на усвоение ключевых понятий, сокращённые тесты, направленные на отработку правописания работы, предоставление дополнительного времени для завершения задания, выполнение диктантов в индивидуальном режиме и др.). В образовательной деятельности применяются дополнительные вспомогательные приёмы и средства: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности и др.

Воспитательная работа с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ также осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех школьных мероприятиях, направленных на духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, физическое воспитание и формирование культуры здоровья и безопасного поведения.

В соответствии с рекомендациями ПМПК в школе организовано психолого-педагогическое сопровождение специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учителя-предметники, социальный педагог, классный руководитель).

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Вход в школу оборудован пандусом.

На входных стеклянных дверях расположены предупредительные знаки в виде желтых кругов.

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.

Обеспеченность техническими и иными средствами для беспрепятственного доступа детей-инвалидов

  • обеспечение условий доступности для инвалидов объекта

п/п
Основные показатели доступности для инвалидов объектаНаличиеПричины отсутствия
1Выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов
НетТехнически невозможно
2Сменные кресла-коляски 
Имеются

3Адаптированные лифты
Нет
Не предусмотрено проектом
4Поручни
Имеются

5Пандусы
Имеются

6Подъемные платформы (аппарели)
НетНе предусмотрено проектом
7Раздвижные двери
НетНе предусмотрено проектом
8Доступные входные группы
Установлены распашные двойные двери. На входных стеклянных дверях расположены предупредительные знаки в виде жёлтых кругов

9Доступные санитарно-гигиенические помещения
НетЗапланировано на III квартал 2024 года
10Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок
Соответствует требованиям

11Надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения
Установлены пандусы, кнопка вызова, наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, 1 и 2 этажи оснащены мнемосхемами и табличками на кабинетах, выполненных рельефным шрифтом Брайля на контрастном фоне
12Дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации – звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне
Имеются мнемосхемы 1 и 2 этажейДооснащение запланировано на 2024-2026 гг.
13Дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации, зрительной информацией
Имеются мнемосхемы 1 и 2 этажейДооснащение запланировано на 2024-2026 гг.
  • обеспечение условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг

п/п
Основные показатели доступности для инвалидов объекта предоставляемой услугиНаличиеПричины отсутствия
1Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне
Имеется
2Наличие мнемосхем
Имеются на 1 и 2 этажах
Дооснащение запланировано на 2024-2026 гг.
3Наличие табличек на кабинетах, выполненных рельефным шрифтом Брайля на контрастном фоне
Имеются на 1 и 2 этажах
Дооснащение запланировано на 2024-2026 гг.
4Обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий
Предоставляется

5Проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг
Проводится

6Наличие работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг
В наличии, приказ № 50/1-ОД от 07.09.2016 «О назначении ответственных лиц для оказания помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»

7Предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником opганизации
Предоставляется при необходимости

8Предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика
Предоставляется при необходимости
9Соответствие транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, требованиям их доступности для инвалидов
Транспортное средство отсутствует

10Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Обеспечен

11Наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры
Имеется
12Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих)
В наличии

13Обеспечение предоставления услуг тьютора
Должность тьютора введена в штат. Предоставляется при наличии лиц, нуждающихся в тьюторе по рекомендациям ПМПК

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обеспечения доступа в здание предусмотрены пандус и кнопка вызова персонала

О специальных условиях питания

Информация размещена в разделе «Организация питания в образовательной организации»

О специальных условиях охраны здоровья

Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»

О доступе к информационным системам и информационно-коммуникационным технологиям

Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»

Об электронных образовательных ресурсах

Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Информация размещена в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат 

Общежитий нет

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитий нет