Добрый день, гость!
Уважаемые родители (законные представители)!
В связи с организацией мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с целью недопущения распространения инфекционного заболевания в период с 30.11.2020 по 12.12.2020 обучение будет организовано исключительно с применением дистанционных образовательных технологий для детей 6-8, 10 классов. Просим обучающихся данных классов воздержаться от посещения школы.
Для перевода Вашего ребенка на дистанционное обучение необходимо заполнить электронную форму заявления: https://forms.gle/2DYUjL7JzyDyT1XE6
Обучающиеся 1-5, 9, 11 классов продолжают обучение в очной форме.
Документы по дистанционному обучению
Основной платформой дистанционного и электронного обучения является система дистанционного обучения, расположенная на официальном сайте образовательной организации (доступ по ссылке: s1serov.ru/distant).
Для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в период дистанционного обучения:
Заместители директора:
1. Разрабатывают рекомендации и проводят инструктажи по организации учебно-воспитательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, организуют методическое, организационно-педагогическое сопровождение педагогов, работающих в условиях дистанционного обучения. Организуют и координируют работу по дистанционному обучению.
2. Обеспечивают информирование всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников школы) об организации работы во время введения ограничительных мероприятий, в том числе через сайт школы.
3. Организуют онлайн и (или) офлайн совещания (консультации) для работников школы о режиме работы во время введения дистанционного обучения (по вопросам организации дистанционного обучения и дополнительного образования обучающихся).
4. Обеспечивают текущий контроль и учёт своевременного заполнения электронного журнала и выставления оценок.
Классные руководители:
1. Проводят разъяснительную работу с родителями (законными представителями), доводят информацию о режиме дистанционного обучения и сроках через электронную почту, любые другие доступные виды электронной связи или личное сообщение по стационарному (мобильному) телефону.
2. Проводят мониторинг технических возможностей каждого обучающегося класса к дистанционному обучению.
3. Доводят информацию до обучающихся и их родителей (законных представителей) о том, где и как можно получить задания, как осуществлять обратную связь с учителями-предметниками на период дистанционного обучения.
4. Контролируют вход обучающихся в систему дистанционного обучения школы №1 «Полифорум». Связываются с родителями, осуществляют помощь в решении возникших затруднений.
5. Ведут классный чат.
6. Осуществляют ежедневный контроль вовлеченности обучающихся в процесс дистанционного обучения и самоподготовки, а также выявление и учёт детей, пропускающих занятия по болезни.
7. Осуществляют оперативное взаимодействие с родителями по вопросам учебной занятости и организации досуга обучающихся класса, консультируют по вопросам организации дистанционного обучения.
Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования:
1. Осуществляют перспективное планирование учебной деятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения на период не менее одной недели: типы проведения урока (электронный или дистанционный). Вносят информацию со ссылками на подключение к онлайн-урокам и любые другие материалы к урокам синхронного и асинхронного формата.
2. Своевременно отражают в системе дистанционного обучения прохождение учебного материала в соответствии с рабочей программой (Приложение №1 к Положению об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ), выставляют полученные обучающимися оценки в систему электронных журналов (дневников). По темам и заданиям, вызвавшим затруднения у обучающихся при самостоятельном изучении, учителем проводятся опосредованные (дистанционные) индивидуальные консультации, а также после завершения ограничительных мероприятий через индивидуальную работу с обучающимися при непосредственном учебном взаимодействии.
3. При необходимости передают дополнительную информацию классному руководителю для размещения в классном чате.
4. Дают обратную связь по всем работам, выполненным обучающимися.
5. Учитывают гигиенические нормы СанПиН.
Технический специалист:
1. Своевременно загружает расписание уроков в систему электронных журналов (дневников).
2. Осуществляет техническую помощь педагогическим работникам и обучающимся при работе в системе дистанционного обучения, при использовании иных электронных ресурсов (по обращениям).
3. Своевременно размещает оперативную информацию на официальном сайте школы.
Обучающиеся:
1. Получают задание и другую важную информацию через систему дистанционного обучения, другие виды электронной связи по договорённости с учителем и классным руководителем. Самостоятельно выполняют задания, изучают указанные учителями темы с целью прохождения программного материала, в том числе с применение дистанционных технологий, используя цифровые образовательные платформы, указанные учителем.
2. Предоставляют самостоятельно выполненные задания в соответствии с требованиями педагогов в электронном виде в сроки, установленные педагогом.
Родители:
1. Обеспечивают полноценное участие обучающегося в электронном и дистанционном обучении (обеспечивают доступ к ресурсам). В случае, если семья находится в трудной жизненной ситуации и не может организовать для ребёнка дистанционное обучение с использованием технических средств, незамедлительно сообщают об этом классному руководителю для возможности получения своевременной технической помощи или определения индивидуальных заданий для ребёнка с использованием учебников и других методических пособий (оцениваются знания таких учащихся после окончания введения ограничительных мероприятий).
2. Осуществляют контроль соблюдения их ребёнком комплекса противоэпидемиологических требований в период действия ограничительного режима, а также выполнения детьми домашних заданий, учебно-методических рекомендаций учителей-предметников.
3. Ежедневно просматривают сообщения в классном чате.
4. Оперативно сообщают классному руководителю о состоянии здоровья обучающегося и других причинах, препятствующих полноценному дистанционному обучению.
Виды дистанционных уроков
Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:
- в режиме онлайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
- в режиме офлайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Дистанционные учебные занятия многообразны:
- Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
- Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.
- Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.
- Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
- Выполнение виртуальных лабораторных работ.
- Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
- Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.
- Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.
- Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, через чаты.
- Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством чатов.
- Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.
- Вебинар (происходит от двух слов: web — «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
- Урок с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.
Структура дистанционного урока. Сценарий урока
Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:
Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
Информационный блок (система информационного наполнения).
Контрольный блок (система тестирования и контроля).
Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).
Учебные средства дистанционного урока
Сетевые образовательные ресурсы, являясь средством дистанционного учебного процесса, по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.
При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы.
Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).
К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
- учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
- сетевые учебно-методические пособия;
- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
- аудио учебно-информационные материалы;
- видео учебно-информационные материалы;
- лабораторные дистанционные практикумы;
- учебные тренажеры с удаленным доступом;
- базы данных и знаний с удаленным доступом;
- электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д.
Способы обеспечения доступа к учебным материалам
Различают два вида доступа к учебным материалам:
- ограниченный доступ (требует регистрации в обучающей среде);
- неограниченный доступ (учебные материалы находятся в свободном доступе).
В настоящее время в практике проведения дистанционных уроков существует несколько способов доставки учебных материалов ученику.
Алгоритм разработки дистанционного урока
- Определение темы дистанционного урока.
- Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
- Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
- Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.
- Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
- Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
- Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.
- Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет)
- Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
- Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать продолжительность урока не более 30 мин.;
Длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
- 1-х классов - 10 мин,
- 2-5-х классов - 15 мин,
- 6-7-х классов - 20 мин,
- 8-9-х классов - 25 мин,
- 10-11-х классов - 30 мин.
Распределение времени урока (для онлайн режима):
- Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
- Работа в соответствии со сценарием – 15 минут;
- Выполнение заданий – 7 минут;
- Обсуждение результатов урока – 3 минуты.
- Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока.
- На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности ученика подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
- Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
- Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
- Опытная эксплуатация урока.
- Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
- Проведение урока.
- Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и дистанционного учителя.
Организация обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Не позднее одного дня перед началом урока учитель информирует обучающихся и/или размещает в электронном журнале:
- время и способ участия в уроке;
- ссылка на источники и/или ресурсы, необходимые для выполнения заданий;
- последовательность и приоритеты выполнения заданий (при необходимости);
- сроки сдачи проверочных материалов и способов их передачи от обучающихся.
Выставление отметок в период дистанционного обучения осуществляется следующим образом:
- за домашнее задание – по завершении его проверки учителем;
- за работу на уроке выставляются только хорошие и отличные отметки.
Если домашнее задание не сдано в сроки, обозначенные учителем, в электронном журнале выставляется «точка» сроком от 3 до 7 календарных дня (в зависимости от частоты проведения уроков, определяет учитель), начиная с даты, следующей за днем, установленным как последний день сдачи задания. В течение этих дней у обучающихся есть возможность доделать задание и сдать его.
Требования СанПиН к организации дистанционного обучения
При организации дистанционного обучения гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности), не отменяются, хотя этот вопрос в Методических рекомендациях и не рассматривается, кроме рекомендации на сокращение продолжительности урока до 30 мин. Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы» для учащихся школ
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Общее время работы за компьютером не должно превышать нормы:
- в 1–2-м классе – 20 минут,
- 3-4-м классе – 25 минут,
- 5–6-м классе – 30 минут,
- 7–11-м – 35 минут.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать:
- для детей 6-10 лет- 15 мин;
- для детей 10-13 лет – 20 мин;
- старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).